Универсальный характер знаний и умений БЖ

Академик МАНЭБ, профессор МПГУ С.В. Петров

 

Накопление знаний о причинах и механизмах опасных ситуаций (ОС) и их перерастания в чрезвычайные (ЧС) и экстремальные ситуации (ЭС) позволяют нам сформулировать некоторые общие положения, актуальные для обучения специалистов всех направлений и профилей подготовки: технического, экологического, военного, юридического, педагогического и других. Эти положения позволяют восполнить пробелы и исправить перекосы в подготовке специалистов, когда техники и военные ничего не знают о семейной и криминальной безопасности, а гуманитарии недостаточно осведомлены о физико-химических основах и математическом моделировании опасностей, существенных для жизнедеятельности любого человека и специалиста.

Еще со школьной скамьи обучающийся усваивает, что все виды и элементы ОС и ЧС разной природы (природные, техногенные, социальные, а чаще смешанные) имеют свои индивидуальные особенности и уникальные характеристики. Например, каждый пожар, наводнение, или ДТП имеют особые, только им имманентно присущие параметры и опасные факторы (ОФ) — огонь, дым, вода, течение, транспорт, дорога. И внутри каждого вида ОС видны различия по причинам, масштабам, силе энергии и последствиям. Запомнить эти особенности и провести качественное обучение по всем видам опасных ситуаций в вариациях их перерастания в ЧС и ЭС практически очень сложно. Только постоянный тренинг и многолетний личный опыт выживания в спорте и туризме позволяют получить минимально необходимые и реальные компетенции, предусмотренные образовательными стандартами. К сожалению, во многих российских школах и вузах возможности для подобной подготовки весьма ограниченные. Хотя все понимают спасительное значение требований новых ФГОС, как и то, что больше шансов на выживание имеют люди, овладевшие базовыми навыками, которым учат спортсмена, водителя, туриста, воина, домохозяйку, сиделку, полицейского, спасателя. Последние две категории специалистов самые интегрированные, сочетающие в себе все аспекты науки выживания от других специальностей и самые эффективные для подготовки выпускников вузов к действиям в нестандартных и кризисных ситуациях. Среди многочисленных воинских специальностей к этой теме ближе всего разведчики, десантники и спецназ. Спрос на их компетенции самый высокий во всех отраслях народного хозяйства. Многие наши талантливые руководители в ведомствах и в правительстве имеют такой опыт и такие компетенции помимо иной профессиональной подготовки.

Но школы и вузы не рассматривают феномена сходства в развитии разных видов ОС, а, значит, и в проектировании элементов систем безопасности для каждой стадии развития ОС и ЧС. Именно сходство последствий ОС и задач обеспечения безопасности, позволяет каждому опытному специалисту и человеку ежедневно прогнозировать ОФ, проектировать свои ответные меры и системы безопасности независимо от того, знает он специфику этих сложнейших ситуаций и функций или нет. Но мы все их неизбежно вынуждены выполнять с разной степенью эффективности (защищаемся от непогоды, строим системы защиты своего жилья, общения и иных видов жизнедеятельности).

Чем больше человек знает видов ОФ и ОС и соответствующих универсальных мер защиты, тем легче ему выполнять эти естественные функции выживания в любых условиях в автоматическом режиме, не ломая голову, опираясь на типовые решения и прежний опыт. Именно сходство последствий ОС и мер защиты от них, позволяет нам быстро проектировать самые разные модули систем безопасности, подобно тому, как из семи нот, музыканты выстраивают тысячи разных мелодий на каждый вкус и запрос. И в обеспечении безопасности мы видим те же «семь нот».

Основные (базовые) способы и меры защиты от ОФ при обеспечении БЖД:

Уклонение от воздействия ОФ: уход от удара, от темы разговора, удаление от ОФ, эвакуация из опасной зоны (бегство).

Блокирование ОФ (щит, стена, граница, таможня, санкции, отбив удара, экранирование (звуковых волн и электромагнитных излучений).

Усиление защищаемого объекта: адаптация объекта, укрепление ресурсов защиты (деньги, решетки, бронежилет, методики, усиление опор и энергии).

Уменьшение действия ОФ путем воздействия на него: разделение на части, разбавление, уменьшение концентрации, фильтрация (пыли, раствора, слов), уменьшение или отключение подпитывающей энергии (источника снабжения), поглощение энергии (охлаждение, шумопоглощение, вибропоглощение). Сдерживание развития ОФ (ОС): остановка процессов, устранение условий, отвод энергии в безопасное русло (защитное заземление), замораживание отношений.

Изоляция ОФ, опасного объекта, процесса или человека: (гидроизоляция, теплоизоляция, звукоизоляция, электроизоляция, виброизоляция, режимы ограничений, забор, решетка, тюрьма).

Устранение ОФ и его источников: разрушение, уничтожение (гашение огня, ликвидация наркотиков, оружия, ядов, иных опасных предметов и объектов).

Перестройка системы или объекта: смена вектора, перемена полюса, смысла, знака на противоположный или нейтральный (перевербовка, кастрация).

Основная цель образования и внедрения культуры БЖ состоит в том, чтобы каждый человек мог в сложной жизненной ситуации прогнозировать варианты развития событий и, на основе методов проектирования и управления рисками, выстраивать оптимальную систему, стратегию и тактику своего защитного и безопасного поведения в реальных кризисных условиях. Количество и содержание ОФ и ОС непрерывно меняется, обновляется, уследить за всем и все запомнить невозможно. Поэтому нужны некоторые основные универсальные представления, общие принципы и методы, понятные и пригодные для всех выпускаемых в стране специалистов, независимо от профиля и направления подготовки.

Многолетние исследование и сопоставления разных ОФ и ОС показали наличие множества общих механизмов и закономерностей, например, при перерастании маленькой угрозы в крупную ОС и далее  в ЧС.

Рассмотрим некоторые выявленные нами общие характеристики разных опасностей, которым предлагаем учить в школах и, особенно в вузах.

Стадии развития ОС (любой природы и в любой сфере) условно можно разделять на начальные, основные и завершающие. Их не так много — накопление ОФ, — появление признаков угроз, – начало ОС, – развитие, — окончание, – устранение последствий. В большинстве видов ОС первая и последние стадии (накопления ОФ и устранения последствий) длятся намного дольше самой ОС и требуют огромного внимания и усилий. Опасности войны заканчиваются не с последним выстрелом, а лишь после разминирования, разоружения и устранения множества других негативных последствий в материальном и моральном плане. Если причины и негативная энергетика опасных факторов первой войны не устранены, то она, как ОС и ЧС, не окончена, и будет продолжаться под новыми названиями типа вторая (мировая), третья, четвертая и т.д. до тех пор, пока все стороны — участники не погибнут или не найдут механизмы блокирования и уничтожения основных ОФ. Можно пытаться убегать от них, не замечать, маскировать, создавать зоны безопасности, но, не устранив причины, мы не сможем устранить этот вид опасных ситуаций. И они неизбежно будут повторяться, так же как дожди, землетрясения, кризисы, ДТП, пожары, конфликты дома и на работе.

Пока причины ОС и ОФ не устранены, ОС будут периодически повторяться по мере накопления негативной энергии и противоречий внутри данной системы (природной, технической социальной или смешанной).

Переход к каждой следующей стадии развития ОС зависит от скорости и энергии накопления опасных факторов и мощности мер противодействия по каждому опасному фактору (процессу, явлению).

Основная теорема развития ОС очень проста и понятна: чем больше ОФ и меньше противодействия им, тем дальше и опаснее развивается ОС, перерастая в ЧС и сопровождаясь развитием в её пространстве множества ЭС (экстремальных ситуаций).

Выделение ЭС как подвида ОС и ЧС позволяет давать им дополнительную характеристику по степени вероятности гибели людей, продовольствия, имущества и окружающей среды.

В медленно развивающихся ОС и ЧС любой природы вероятность ЭС всегда меньше, чем в быстро развивающихся ОС и ЧС, в которых наблюдается большая энергетика (взрыв вулкана, склада ГСМ, АЭС, бомбы). Отсюда еще одна «энергетическая» аксиома БЖ: чем больше энергии в данном виде ОФ и ОС, тем больше вероятность её перерастания в ЧС и ЭС с большими потерями.

Чем меньше энергия и количество ОФ, тем легче им противодействовать. Этим пользуются управленческие демагоги и финансовые мошенники. Они бурно и показательно действуют против второстепенных опасностей, оставляя нетронутыми самые мощные и энергоемкие. Например, в экологии, в борьбе с болезнями, с терроризмом, с криминалом, с ДТП.

Несмотря на множество конкретных особенностей, следует отметить, что и пожар, и наводнение, и ДТП имеют схожие типичные стадии. Такие же стадии имеют кражи и мошенничества, изнасилования и убийства, семейные и мировые кризисы, войны и акты террора. Основные отличия между ними состоят в природе ОФ, в формах и средствах причинения ущерба, возможности влияния и противодействия человека развитию ОС и перерастанию её в ЧС.

Сначала идет накопление опасных факторов. Если человек не устраняет их, не блокирует или не покидает опасную зону, то из нарастающих угроз  возникает ОС. Если и здесь не принять мер к противодействию и эвакуации, то  мы получаем перерастание ОС в ЧС. А для самих участников событий может возникнуть ЭС, когда для спасения жизни потребуется максимум возможных усилий, но и этого может не хватить. Человек тонет, задыхается, истекает кровью, погибает. А сама ОС или ЧС постепенно идет на убыль и заканчивается стадией ликвидации последствий: аварийно-спасательными работами, расследованием, лечением, похоронами, выплатой компенсаций, судами и т.д.

В результате многолетних наблюдений и анализа различных ОС, мы получили некоторый универсальный перечень не только стадий и последствий ОС, но и причин и условий  возникновения ОС и перерастания их в ЧС, которые наблюдаются во всех видах природных, техногенных и социальных ситуаций, в которых причиняется ущерб человеку, его имуществу, интересам и окружающей среде. Среди принимаемых мер по спасению, выживанию и ликвидации последствий тоже есть некие универсальные меры и действия, которые могут присутствовать на каждой стадии борьбы с опасностью – от выявления первых угроз, до стадии ликвидации последствий. Такими общими мерами являются для всех видов ОС и ЧС энергичные и компетентные меры: организационного, ресурсного, кадрового, правового, технического, медицинского, психологического и иного характера  при обеспечения нашего воздействия в условиях ОС и ЧС.

Общие ошибки предупредительных и иных действий в ОС и ЧС

На всех стадиях самых разных природных, техногенных и социальных ОС и ЧС мы наблюдаем похожие ошибки (недостатки и проблемы) в действиях пострадавших и спасающих. Эти ошибки и недостатки сами становятся опасными факторами (ОФ) и условиями, способствующими развитию ОС и перерастанию их в ЧС

Ошибки в действиях, как дополнительный ОФ развития ОС

Несвоевременное выявление признаков угроз от ОФ.

Медленное запоздалое неуверенное реагирование

Отсутствие необходимых средств спасения и выживания.

Неуверенные запаздывающие действия по профилактике ОС и ЧС, обеспечению БЖ на каждом этапе.

Неумение максимально эффективно использовать штатные и подручные средства спасения и выживания на каждом этапе развития ОС и ЧС.

Материальные причины проблем

Нехватка ресурсов, средств, кадров, методик, организации, нормативного регулирования

Нематериальные внутренние субъективные причины

Незнание особенностей и механизмов накопления ОФ

Нехватка или отсутствие необходимых ЗУН и компетенций

Недооценка реальности аксиом и закономерностей обеспечения БЖ

Легкомысленное, халатное отношение к признакам возможных ОС.

Глупость, переоценка своих сил, капризы, самоуверенность

Нехватка желания выживать, отсутствие настроя на КБЖ.

Основные средства (качества, свойства) для повышения устойчивости объектов и их систем безопасности в ОС и ЧС

Прочность, жесткость и гибкость в нужном сочетании

Определенность и вариативность в оптимальном соотношении

Законопослушность (нормативность), регулирование

Возможность отклонения от нормы при крайней необходимости для спасения и выживания (оправданный риск).

Обеспеченность материальными и духовными ресурсами.

Целеустремленность и желание, знание и умение, компетентность.

Изучение общих механизмов преодоления ОС в сочетании с полевой отработкой конкретных навыков в условиях отдельных видов ОС и ЧС, приближенных к реальным, позволят улучшить подготовку выпускников всех профилей и видов образовательных учреждений к эффективной и безопасной жизнедеятельности при максимальном сбережении здоровья, имущества и иных защищаемых духовных и материальных ценностей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *